Подробности

Наука

«Технари» и технопарки

16.04.2016

Об одной из острых проблем дополнительного образования детей.

Недавняя научно-практическая конференция «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования», посвященная 80-летию Рязанского городского Дворца детского творчества, и славная история этого учреждения послужили хорошим поводом для обсуждения темы, как жить и работать дальше. С докладом «Основные аспекты модернизации дополнительного образования» выступила доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Рязанского института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Анатольевна Кувшинкова.

Сегодня мы беседуем с ней по теме весьма актуальной: как поднять роль дополнительного образования.

Р.В. – Ирина Анатольевна, на конференции прозвучала новая формула финансирования дополнительного образования, и это вызвало у некоторых педагогов опасение, что средств у них станет еще меньше…
И.К.
– Нет, это не так. Давайте вспомним, когда и с чего не так давно начиналось то, что сейчас именуется дополнительным образованием, – с первого Указа Президента, утвердившего Закон Российской Федерации «Об образовании». В нем внешкольная работа в домах и дворцах пионеров, на станциях юннатов и техников впервые была названа дополнительным образованием. Но в Бюджетном кодексе ни разделом, ни подразделом дополнительное образование детей так и не появилось. Поэтому финансирование учреждений дополнительного образования осуществлялось по остаточному принципу из очень небогатой муниципальной казны. Сдвиги к лучшему наметились после выхода Указов Президента Владимира Путина № 597 и 599 от 07.05.2012 г., в которых говорилось о значимости системы дополнительного образования, необходимости ее господдержки, увеличении заработной платы педагогов. Во исполнение этих указов подготовлены поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые сейчас направлены для рассмотрения в Государственную Думу. Чтобы осуществлять финансирование по-новому, надо разработать нормативы. В проекте изменений исходят из такого расчета: один ребенок бесплатно (то есть за счет государства) может получать дополнительное образование (а это 120 часов в год), посещая одно объединение одного учреждения.

Р.В. – Говорят, что станут выдавать специальные сертификаты, или «ваучеры»…
И.К.
– Я думаю, что бумажного варианта не будет. Скорее всего, электронная запись на программы или региональный портал охвата детей системой дополнительного образования. Родители будут иметь возможность записать своего ребенка на одну из программ – и, кстати, не только в государственное, но и частное учреждение, к индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги дополнительного образования. Всем им государство при качественной работе будет оказывать равную финансовую помощь. У нас в области есть примеры эффективной работы частных учреждений, таких как «Школа юного менеджера», центр «Содружество».

Возможно, не каждый ребенок захочет заниматься дополнительным образованием, но деньги на него все равно будут выделяться. И тогда откроется возможность накопить некоторые средства, чтобы пустить их на другие благие дела. Например, какой-нибудь одаренный ребенок сможет ходить бесплатно в два объединения, для кого-то можно будет составить индивидуальную образовательную программу. Можно за счет образовавшихся средств увеличить финансирование затратных объединений, поддержать программы, реализуемые в период каникул, или для детей с ограниченными возможностями.

Очевидно, что в первую очередь будет оказана финансовая помощь детскому техническому творчеству, которое эффективно осуществляет профессиональную ориентацию выпускников школ и может внести большой вклад в подготовку для нашей промышленности высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров.

К сожалению, число объединений технического творчества школьников к нынешнему моменту значительно сократилось, его содержание не соответствует требованиям времени, так как является чаще всего начальным техническим моделированием. Даже областная станция юных техников, где работал ныне ушедший из жизни талантливый педагог Николай Николаевич Малин, перестала быть тем, чем когда-то была. Ребята занимались там ракетостроением, придумывали уникальные установки. Один мальчик сделал ракету, которая при полете могла огибать препятствия, и это изобретение было принято к производству. Выпускники объединения поступали без экзаменов в знаменитую академию им. Н.Э. Баумана.

Р.В. – Почему же такое «охлаждение» к техническому творчеству, почему оно у нас сегодня, как говорится, не в тренде?
И.К.
– Одну из причин я уже назвала: недостаток средств при том, что техническое творчество очень затратное. И второй момент: для того чтобы по-настоящему заниматься техническим творчеством, нужны новые технологии. Нужно создавать технопарки, где есть возможность использовать современные информационные технологии. В конце прошлого года в рамках реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образовании детей» детские технопарки были открыты в городах Ханты-Мансийск и Нефтеюганск, в Набережных Челнах. В некоторых городах созданы площадки, где детям дают возможность участвовать в профильных мастерских, знакомиться с особенностями разных профессий (в Москве это «Мастерславль»). Если у нас в области будет хотя бы одна такая площадка, это многое изменит в системе дополнительного образования. Позволит, например, готовить кадры, владеющие современными профессионально ориентированными технологиями, обеспечивать сетевую форму реализации программ, где участвуют заинтересованные организации и ведомства. Скажем, какое-то наше учреждение заключило договор с радиоуниверситетом осуществлять общую программу «Робототехника». В детском объединении будут давать основы, а конструкторская деятельность будет осуществляться в университете, под руководством ученых. И молодые люди придут учиться в университет уже осознанно, а не случайно.

Технопарк, о котором мы сейчас говорим, должен представлять собой современную информационную компьютерную среду, где на виртуальных тренажерах можно подготовиться к профессии современного рабочего, которая ныне не имеет ничего общего с молотком или кувалдой. Стране нужны рабочие, в совершенстве владеющие компьютерными технологиями. И если их будут готовить уже в системе дополнительного образования, это не только станет способствовать инновационному развитию нашего производства, но и повысит престиж рабочей профессии, который мы утратили за последние десятилетия, когда старательно формировали общество потребителей. Именно поэтому сейчас, с уходом «старой гвардии» наставников, у которых были золотые руки, трудно найти людей, которые с такой же любовью, как они, работали бы с нашими мальчишками. И система дополнительного образования сейчас в первую очередь должна быть нацелена на воспитание уважения к труду и к человеку труда.

Подводя итог нашего разговора, хочется выразить уверенность, что мероприятия по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года в Российской Федерации позволят обеспечить доступность и повысить качество этого вида образования.

Татьяна Банникова



Метки: образование, дети


Поиск

15.05.2024 17:21
И.о. главного врача Рязанской ОКБ назначен Андрей Марков

15.05.2024 16:51
Низкая готовность школы в Семчино Рязани вызывает опасения

15.05.2024 15:02
В Рязани сократили интервалы движения на нескольких маршрутах

15.05.2024 10:18
Представлен проект благоустройства набережной в Касимове

15.05.2024 09:25
Рязанский регион получит более 55 миллионов рублей на поддержку педагогов

14.05.2024 17:56
Хедлайнером концертной программы фестиваля ГТО в Рязани станет группа Dabro

14.05.2024 17:41
«Движение Первых» и ТЕХНОНИКОЛЬ в Рязани объединят усилия для сохранения окружающей среды

14.05.2024 17:09
В Нижнем городском саду Рязани установят современную детскую площадку

14.05.2024 16:37
Ростелеком: Компания запускает душевный социальный кинопроект

14.05.2024 15:51
Рязанская НПК заняла третье место на всероссийском конкурсе

14.05.2024 14:09
Для районов Рязанской области начали закупать коммунальную технику

14.05.2024 11:22
Павел Малков наградил врача Рязанской ОКБ

14.05.2024 10:05
Проект новой школы в селе Агро-Пустынь подготовят в началу лета

13.05.2024 17:26
В Рязани на неделю перенесли графики планового отключения горячей воды

13.05.2024 15:04
Сотрудники ГК «Зелёный сад» встретили День Победы в Бресте

13.05.2024 14:41
В Рязани продолжают искать подрядчика на обустройство нового кладбища

13.05.2024 14:12
Объявлен тендер на проект ремонта дороги по улице Зубковой в Рязани

09:29
На нескольких улицах Рязани ограничат движение транспорта из-за уборки мусора

09:12
Рязанец завоевал медаль первенства ЦФО по боксу

15.05.2024 19:07
Начала работу Весенняя школа по бизнес-информатике для участников всероссийской студенческой олимпиады

15.05.2024 18:54
Многие мусорные полигоны в Рязанской области исчерпали свою мощность

15.05.2024 18:08
В рязанском регионе температурные аномалии могут вызвать вирусную инфекцию у непарного шелкопряда

15.05.2024 18:06
Рязанские геймеры смогут удалённо запускать тяжëлые игры с помощью платформы МТС Fog Play

15.05.2024 17:39
Рязанки триумфально выступили на Кубке России по джиу-джитсу

15.05.2024 17:06
Бывший замначальника рязанского УМВД стал министром внутренних дел Калмыкии

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31